На новостном портале 93.ru | Новости Краснодара 9 декабря вышла статья про наш театр – «Рождать солнце и дарить солнце». Как в Краснодаре работает первый в регионе инклюзивный театр «Лестница».
Прочитать статью целиком можно по ссылке
Благодарим корреспондента Екатерину Железнову, фотографа Дарью Паращенко и новостной портал 93.ru | Новости Краснодара за публикацию!














Здесь люди с особенностями развития становятся частью большого искусства
В Краснодаре уже восемь лет работает театр-студия «Лестница». Это первый проект в Краснодарском крае, который начал продвижение инклюзивного театра. Здесь занимаются около 50 человек с ограниченными возможностями здоровья. На сцене они борются с зажимами, страхами и открывают свой талант. Журналистка 93.RU Екатерина Железнова поговорила с актерами и создательницей театра о работе, мечтах, проблемах и о том, как «Лестница», несмотря ни на что, идет вверх.
Не мог запомнить четыре строчки
— Какая главная задача актера? — спрашивает руководитель театра Елена Гаипова на репетиции.
— Рождать солнце и дарить солнце, — отвечают актеры.
В «Лестницу» журналисты 93.RU пришли под конец занятия хореографией, актеры танцевали по парам, внимательно слушая педагога. После окончания урока мы познакомились поближе.
— Я в театре чувствую себя лучше, я прихожу сюда как к себе домой. Театр для меня — это всё, моя жизнь, — объясняет 40-летний Константин Власов. У него синдром Дауна. 8 лет назад он не мог запомнить четыре строчки. Сейчас Костя — ведущий актер и играет роли в большинстве репертуарных спектаклей.
— На сцене мне нравится внимание, взаимодействие с партнером, я люблю быть на сцене, ходить на хореографию, — рассказывает 32-летний Леонид Кравченко. Когда парень пришел в театр, он не знал, где лево и право. Читать и писать Леня не умеет, но учит роли с помощью звуковых сообщений от педагогов, а еще танцует.
Один из самых молодых актеров «Лестницы» — 18-летний Даниил Антонов. Мальчик почти не говорил, когда пришел в студию.
— В театр попал я легко и просто. Мы с мамой пошли в больницу, и добрый врач рассказал маме, что есть такая студия. И вот я попал в театр, мне тогда 13 лет было. Денис, режиссер, текст скажет, а я повторяю. Я так сказал первую букву «а», а дальше пошло и поехало, — рассказывает Даниил. Он играет принцев в «Снежной королеве» и «Сказках без подсказки».
У многих истории похожи: в театр их привели мамы, а после просмотренного спектакля они уже сами захотели остаться и играть на сцене.
«Меня потянуло в это место, самое страшное и самое ужасное»
Инклюзивный театр-студию «Лестница» в 2016 году основала Елена Гаипова. У женщины есть сестра с особенностями развития — у нее проблемы со слухом и речью. Помимо руководства студией, Елена преподает ребятам актерское мастерство, сценическую речь и играет сама. Главная задача театра — помочь людям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть себя, найти друзей и осознать, что они не лишние в этом мире.
— Я давно хотела создать театр, не просто театральную студию, а репертуарный театр для людей, которым он очень нужен. Изначально этот проект был рассчитан на взрослых людей, потому что для детей еще есть какие-то кружки, а после 18-летия они практически никому не нужны.
История «Лестницы» началась с «Восхождения». Так называется краевая общественная организация инвалидов, которой руководит Беслан Аслаханов. Именно здесь несколько лет назад Елена презентовала свой проект. Первые занятия начались в августе 2016 года на базе этого центра. В помещении площадью меньше 20 квадратов тогда занималось около 15 человек. Некоторые из них до сих пор действующие актеры «Лестницы».
Помещение, где сейчас находится театр, Елена нашла восемь лет назад. В ноябре 2017 года прошло официальное открытие «Лестницы» на Зиповской, 5. Когда-то здесь был завод, где делали измерительные приборы. С развалом производства многие помещения стали сдавать в аренду, так в этой части города появился свой творческий кластер, частью которого стал инклюзивный театр.
— Страшно сказать, в каком состоянии всё было… Я почему-то взяла именно то помещение, где протекала крыша, окна были страшные, паркет искореженный. Меня потянуло в это место, самое страшное и самое ужасное. Мне захотелось здесь сделать театр, — вспоминает Елена. Чтобы сделать ремонт, ей пришлось взять кредиты и влезть в долги. На аренду и обновление помещения ушло около миллиона рублей. Женщину с самого начала поддержал муж, помогавший ей во всём.
Сейчас помещение «Лестницы» — это небольшое, разделенное на две части пространство площадью 140 квадратов на четвертом этаже. В первой — сцена и зрительный зал. Когда нет спектаклей, стулья убирают, чтобы сложить декорации и проводить занятия. Во второй — маленьком уголке «за кулисами» — располагается и гримерка, и обеденная зона, и гардеробная, и зона отдыха. Места мало, но другого варианта пока нет.
На всю катушку играют
В труппе театра «Лестница» 27 человек, еще 22 — в начинающей группе. Всего здесь занимаются около 50 ребят разного возраста — как дети, так и взрослые. Большая часть из них имеют серьезные нарушения — ДЦП, синдром Дауна, аутизм, эпилепсия, инвалидность по слуху, зрению.
— Я попала в театр, когда была маленькой, сейчас мне 25. Здесь мои друзья, я люблю это место, — рассказывает Татьяна Поддубная с синдромом Дауна. Она, например, играет в «Снежной королеве» маленькую разбойницу. С этим спектаклем артисты завоевали Гран-при на городском фестивале любительских театров «Театральный экспресс».
В студию принимают всех, вне зависимости от диагноза. Есть отдельный проект «Театральный ангел», где занимаются люди на инвалидных колясках. Занятия проходят на базе организации «Восхождение», с которой театр продолжает дружить и сотрудничать.
Как говорит Елена Гаипова, успех артиста в большей степени зависит не от таланта, а от трудолюбия. Поэтому в основном составе театра остаются только те, кто не ленится и готов работать над своей речью, внимательностью, пластичностью. А на это могут уйти месяцы.
— Театр действительно дает ребятам очень много, когда они приходят, они не могут говорить, у них трясутся руки, а затем они поднимают глаза, взаимодействуют друг с другом, раскрываются на сцене, — улыбается Елена Гаипова. — Допустим, ребятам с аутизмом очень сложно держать внимание, выражать свои эмоции. Они не знают, как реагировать на ту или иную ситуацию. И благодаря своим персонажам, благодаря занятиям эти навыки общения они уже переносят в обычную жизнь, для них это важно. Видели бы вы их в спектаклях, как они на всю катушку играют.
С актерами проводятся занятия по хореографии, вокалу, телесной перкуссии, сценической речи и не только.
— Мне поначалу трудно вжиться в роль, со временем становится проще, бывает трудно говорить, надо следить за дикцией. До театра занималась спортом, три раза в неделю ходила на теннис, ездила на соревнования, а сейчас я только один раз хожу в зал, — говорит Елена Скрипка, ее диагноз — ДЦП.
Елена Скрипка не одна, кто занимается спортом среди актеров. Многим это помогает оставаться в форме и чувствовать себя увереннее.
— Занятия еще в школьные годы помогли мне спастись от буллинга, хоть у меня и вторая группа инвалидности, я и сейчас всерьез занимаюсь спортом. Я хотел сильное спортивное тело и смог этого достичь, — поддерживает разговор 27-летний Павел Поротиков, имеющий диагноз «аутизм». — В театре поначалу я волновался, когда выходил на сцену, но сейчас я уверен в себе. Я делаю всё, что в моих силах, чтобы достойно выступить на сцене.
«Мне нравится, что в спектакле я мама»
В репертуаре театра 10 спектаклей и один инклюзивный балет. В месяц проходит по три-четыре постановки, в том числе тренировочные показы для начинающих. Все они — бесплатные, для посещения нужно только предварительно зарегистрироваться на сайте.
С одной стороны — детские спектакли, например «Снежная королева» или «Сказки без подсказки», с другой — серьезные драматические работы о выборе, человечности, свободе и справедливости — «Голубая роза» по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец», «Остров» по мотивам произведения Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан» или «Две стрелы» по пьесе Александра Володина.
— Мне нравится играть в «Две стрелы». Мне нравится, что там я мама, у меня трое детей. Я очень внимательна в этом спектакле, — рассказывает 22-летняя Маргарита Мартынова с ЗПР, ее путь в «Лестнице» начался два года назад.
— Одна из моих любимых ролей — в спектакле «Случай». Я играла маленькую девочку школьного возраста, показывала, как она взаимодействует с няней, служанкой, природой. Нас учат все эмоции направить на пользу образа. Найти в себе правильные чувства и показать зрителю. Сейчас в театре провожу почти каждый день. Когда представляешь, как это должно красиво получиться, то хочется заниматься и заниматься, чтобы довести дело до конца, — рассказывает ведущая актриса 46-летняя Анастасия Ожогова. Несмотря на диагноз «эпилепсия», она успешно играет в театре — как пятилетних детей, так и 90-летних женщин, ее пригласила в «Лестницу» подруга — Елена Скрипка.
«Я злодеев обожаю»
Но многих актеров привлекают роли злодеев. Потому что отрицательные персонажи могут совершать необдуманные поступки, у них больше красок, а еще, как говорят артисты, они харизматичнее.
— Они ярче. Если персонаж добрый, ты понимаешь, а по-любому победит, это очевидно, а вот злодей — там уже больше интриги, персонажи разнообразнее, — говорит 25-летний Валерий Ярошенко, болеющий аутизмом. Изначально Елена не взяла мальчика, мест не было, но с 2017-го он занимается на постоянной основе.
— Я злодеев обожаю, как и Валера. Они непредсказуемые, интересные, мистические, загадочные. Мне очень нравится, что в театре я могу раскрыться по полной, побороть страх и боязнь сцены, — рассказывает 24-летний Матвей Шандра. Актер с аутизмом признается, что еще три года назад у него не было реальных друзей, а в «Лестнице» он нашел товарищей.
На подготовку к премьере спектакля уходят полгода-год, в это время идет сложная работа с актерами. Елена Гаипова рассказывает, что многие ребята до конца не понимают, как они изменились, но это видно со стороны.
— Если я не играю с ними на сцене, у меня текут слезы, я думаю: «Боже мой, неужели мы это сделали? Неужели ребенок заговорил?» Я всегда говорю, мы не воспитатели, но мы ведем воспитательную деятельность. Мы учим, как правильно сидеть, как говорить, как общаться, как не глотать большими кусками, не закидывать себе в рот.
«Почти 5 лет не получала зарплату»
Всего в «Лестнице» работают 14 человек в штате. Например, режиссер, костюмер, художник-декоратор, преподаватель вокала, хореографии. Елена Гаипова признается, что далеко не все готовы работать с людьми с особенностями развития, но те, кто в команде, — энтузиасты, живущие своим делом.
— 8 лет назад мы все были такие альтруисты, работали за идею, нужно было создать, развить. Мы все работали бесплатно. В 2017 году организация уже официально была оформлена как некоммерческая, бухгалтер говорила мне, что по закону нельзя не получать зарплату, так мы наскребли мне по 3000 в месяц. По сути, я почти 5 лет не получала зарплату. Но всем нам нужно что-то есть, тратить свои силы, свое время. Мы существуем на благотворительные пожертвования, но денег не хватает.
Артисты, которые находятся в труппе театра, получают зарплату — МРОТ по Краснодарскому краю. Это бывает даже больше той суммы, которую зарабатывают сотрудники.
Спасает ситуацию благотворители, участие в грантах, но найти средства очень сложно. На один спектакль уходит около 500–700 тысяч рублей. Руководитель театра говорит, что каждый месяц приходится искать финансирование, писать письма в организации, вести переговоры.
Например, этой осенью при поддержке грантов губернатора Кубани стартовал проект «Открытый занавес», благодаря которому «Лестница» гастролирует по краю и рассказывает жителям, что такое инклюзивность. Актеры со спектаклем «Голубая роза» уже побывали в Приморско-Ахтарске, Новороссийске, Славянске-на-Кубани, а 12 декабря покажут постановку в Туапсе.
Еще одни весомые помощники для театра-студии — это волонтеры. «Лестница» принимает любую помощь от парикмахеров, стилистов, визажистов, костюмеров, портных, художников, декораторов или педагогов. Даже если у вас дома нашлись ненужные ткани — это тоже большая поддержка для некоммерческой организации.
Елена Гаипова вспоминает, как к ним пришла хореограф Софья Захарова, она очень хотела помочь. У женщины не было средств, но она хотела научить ребят танцевать. Целый год два раза в неделю она занималась с актерами, а затем стала штатным сотрудником.
«Мы постоянно поднимаемся»
— Нужно двигаться дальше, я знаю, что у меня за плечами стоит столько людей, которые в меня верят и ждут развития. Мы постоянно куда-то поднимаемся, не стоим на месте, не зря у нас театр называется «Лестница». Бывает, ползешь до кровати, но ребята дают мне силы, приходишь на занятия, а тебе говорят: «Елена Анатольевна, какая вы у нас красивая», и столько комплиментов и помощи, что приходит энергия.
В планах у театра, помимо новых спектаклей, — найти помещение на первом этаже, где могли бы также заниматься люди, передвигающиеся на инвалидной коляске, и где было бы больше места для занятий, отдыха и подготовки к спектаклям. А также устроить летний двухнедельных лагерь для ребят в Анапе, где недавно по просьбам родителей открылся филиал «Лестницы».
Еще Елена Гаипова мечтает построить свой инклюзивный театр, оборудованный для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пока идет разработка проекта и привлечение архитекторов.
Если вы хотите помочь театру-студии «Лестнице», то это можно сделать несколькими способами:
- внести пожертвование на сайте организации по ссылке или ввести самостоятельно реквизиты получателя в приложении банка:АНО «ИТС „Лестница““ИНН 2310199950р/с 40703810410728000003 в Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО)БИК 044525411к/с 30101810145250000411Назначение платежа — «на уставную деятельность и содержание организации» или «пожертвование»;
- стать волонтером или передать театру реквизит, ткани и другую вещественную помощь. Для этого нужно связаться с помощником руководителя Татьяной Блиновой. Ее номер: +7 991 417-88-06.
Театр-студия «Лестница» находится на улице Зиповской, 5В, литер Х, (желтая дверь), 4 этаж. Посмотреть афишу можно по ссылке.