#ГЕРОЙНЕДЕЛИ: СОЗДАТЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЛЕСТНИЦА» ЕЛЕНА ГАИПОВА
Наш редактор Таня Лавренюк встретилась с идейным вдохновителем, создателем и руководителем единственной в крае инклюзивной театральной студии Еленой Гаиповой и узнала, как театр помогает людям с инвалидностью и особенностями развития чувствовать себя счастливыми. Сегодня публикуем полную версию интервью и готовимся к грядущей премьере спектакля «Остров» 28 ноября.
ТАНЯ: Елена, расскажите, как появился ваш проект и как вы приняли решение работать с особенными людьми?
ЕЛЕНА: Когда я решила создать театральную студию, я понятия не имела, для кого и для чего. Вопрос «кому нужен театр?» меня изводил не один месяц. Четыре года назад в Краснодаре уже было много театров, да и я к тому моменту успела поработать в различных кружках: от детских домов и садиков до арт-объединений и студий. И всегда мне чего-то не хватало: где-то мало внимания уделяли сценической речи, где-то — сценическому движению. Но главное — нигде не было постоянного коллектива: полгода занятий, выпускной спектакль — и разбежались.
Поэтому, когда я смотрела на свой белый лист, я знала только одно: хочу делать что-то доброе и светлое, хочу репертуарный театр с постоянным коллективом и хочу помогать. Но кому и как — это были долгие искания. В какой-то момент меня вдохновила двоюродная сестра: у неё проблемы со слухом, из-за чего она не очень хорошо говорит. Несмотря на то что она очень талантлива, артистична и пластична, ей трудно реализовать себя. Благодаря ей я поняла, что именно таким людям театр нужнее всего, и начала писать свой проект «Театральный ангел». «Лестница» — одна из его частей.
ТАНЯ: То есть самое трудное было — нащупать идею?
ЕЛЕНА: Думаю, да, я была очень далека от людей с инвалидностью и особенностями развития, не знала даже о существовании большинства диагнозов. Пришлось многому учиться. А как я искала людей для поддержки проекта — отдельная история. Я изучила все общественные организации в крае, обязательно находила фото руководителей — мне было очень важно, чтобы человек был с добрым лицом. И наконец я нашла общественную организацию инвалидов «Восхождение», ею руководил молодой человек с ДЦП, Беслан Аслаханов. И я не ошиблась: первое занятие в небольшой комнатушке на 15 квадратных метрах прошло 21 августа 2016 года. Поначалу людей было очень много, человек пятьдесят, мы занимались даже в коридорах! Но через несколько занятий, когда от игр мы перешли к серьёзному обучению, нас осталось около 15.
ТАНЯ: Елена, а как вы из маленькой комнатушки оказались в просторном помещении на ЗИПе?
ЕЛЕНА: Звучит так, как будто бы всё было легко и просто, но нет! Я уже говорила, что слишком далека была от организационных моментов в начале нашего пути. Я просто хотела заниматься театром и научить ребят с особенностями развития и инвалидностью общаться (ведь театральная деятельность не только про сцену, она в большей степени про жизнь)! Поэтому все юридические и финансовые вопросы решались по ходу дела.
Нам пришлось переехать из «Восхождения», и спасибо огромное руководителям организации, которые сами подыскали нам новое местечко — в Молодёжном центре на Сормовской. К сожалению, не всем ребятам было удобно туда добираться, поэтому я на свой страх и риск взяла в аренду помещение без стен и окон, где гулял ветер, но в центре, на ЗИПе. О субсидиях и грантах я абсолютно ничего не знала, поэтому залезла в кредиты, чтобы сделать ремонт. Как вы понимаете, деньги закончились ровно в тот момент, когда казалось, что ремонт ещё впереди ))
Тогда-то я и узнала, что такое НКО (некоммерческая организация. — Прим. ред.), зачем искать спонсоров, чем могут помочь благотворительные организации и что нужно, чтобы участвовать в конкурсах на гранты. С помощью Минкульта и департамента промышленной политики я нашла первых благодетелей — Белореченский химкомбинат, который пожертвовал нам 150 тысяч рублей, а потом и РЖД, которые перечислили 360 тысяч. Так мы оказались в просторном помещении с хорошим ремонтом. Но на эту историю ушло 2 года!
ТАНЯ: А сейчас за счёт чего выживаете? У вас ведь свободный вход на спектакли?
ЕЛЕНА: Всё верно, деньги мы не зарабатываем и постоянных спонсоров у нас нет, но колесо запущено, нужно выживать! Поэтому родители наших ребят сами решили платить ежемесячные взносы на аренду, электроэнергию и мелкие расходы. Наш костюмер, мама актёра Кости Власова, так вообще всё время здесь: шьёт, утюжит, ухаживает за нами. А кому нужны наши дети, если не нам самим?
ТАНЯ: Елена, не страшно ли было начинать занятия с особенными ребятами? Вы же до этого работали с детьми и взрослыми в обычных студиях — как вам кажется, к особенным детям нужен особенный подход?
ЕЛЕНА: Страшновато было только перед запуском проекта. Я не знала, как правильно строить общение с человеком в инвалидной коляске, стоит ли вести себя как-то иначе с ребятами с особенностями развития. Я очень много об этом читала, очень! И сделала для себя вывод: нужно относиться к людям с особенностями как к обычным, не делать никаких акцентов, особенно на занятиях. Мы растим артистов по такой же программе, как в обычной театральной студии: проходим все ступени — начиная от скороговорок и этюдов на повадки животных и заканчивая постановкой спектакля.
Да, обучение происходит гораздо медленнее, иногда нужно объяснить не 10, а 30 раз. Но, когда на 31-й у ребёнка начинает получаться, мы радуемся все: и дети, и преподаватели, и родители. Наша студия — это одна большая семья. Дети радуются успехам друг друга, родители одного ребёнка переживают за всех остальных. Абсолютно нет никакой зависти.
ТАНЯ: У вас ведь занимаются не только особенные ребята?
ЕЛЕНА: Да, есть и обычные, но, как правило, это братья и сёстры особенных артистов или студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. С ними мы поставили несколько совместных спектаклей.
ТАНЯ: Елена, у вас же занимаются не только дети?
ЕЛЕНА: Да, у нас уже четыре группы. Костяк нашего театр — группа «Шаг» из шести человек, ещё одна взрослая группа — «Подсолнухи» из 20 артистов. Есть детская группа «Ступеньки» из девяти человек, здесь занимаются в основном детки с синдромом Дауна. Совсем недавно появилась группа «Пластилин», и она до сих пор пополняется. Самой младшей нашей артистке 5 лет, самой старшей — 46.
ТАНЯ: А кто ставит спектакли и выбирает материал?
ЕЛЕНА: Два года я работала сама, была и режиссёром, и хореографом, и педагогом. Мы начинали с простого, стихов и скороговорок, затем перешли к постановке басен, сделали спектакль по поэзии Серебряного века. Потом пришёл наш замечательный режиссёр, Денис Блинов.
И вышло это совершенно случайно: он проходил мимо, увидел нашу афишу и позвонил, но не знал, что мы инклюзивная студия. С особенными детьми не все могут и хотят работать, это сложно. Но Денис Анатольевич решил попробовать, с тех пор он с нами, и материал мы выбираем вместе.
С ребятами он общается очень бережно и тепло, но на равных, используя полную театральную терминологию. И знаете, как здорово, что артисты тоже стали её использовать! Например, если по ходу пьесы возникает заминка и Денис Анатольевич спрашивает, что с текстом, ребята с важным видом могут ответить, что держат паузу.
Визитная карточка нашего театра — спектакль «Повелители игр». Он состоит из нескольких пьес, которые написали наши ребята, и моей пьесы в жанре вербатим, созданной по реальным разговорам с артистами «Лестницы». Это был первый совместный проект со студентами КГУ ФКСТ, режиссёром тоже стала студентка, Алина Егорова. В этом году мы восстановили спектакль своими силами и показали его в Сочи и Новороссийске.
А 28 ноября у нас состоится премьера спектакля «Остров», приглашаем!
ТАНЯ: Елена, со взрослой группой вашего театра вы готовите спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Это, конечно, материал местами комедийный, но в целом очень сложный — о непростой судьбе мальчика-калеки. Не боялись поднимать с ребятами такую тему?
ЕЛЕНА: Наши дети умные — они, конечно, понимают все подтексты. Да и режиссёр ничего 🙂 Денис Анатольевич очень аккуратно работает с артистами, хоть и не сразу согласился со мной на эту вещь (а я о ней мечтала уже несколько лет). Да, главный герой — парень с ДЦП, которого все называют калекой. Но ведь театр должен обострять социальные темы и ковырять раны. Мы не можем ставить только зайчиков и белочек. Сказки есть в репертуаре «Лестницы», но глобальная задача театра — сделать так, чтобы общество увидело проблему и как минимум задумалось о том, как её решить. К тому же «Калека с острова Инишмаан» только на первый взгляд грубая пьеса, а если копнуть глубже, она очень трогательная, драматичная и с юмором. Комедийная драма — как определил её жанр наш режиссёр.
ТАНЯ: А как вам кажется, какие темы ребятам лучше удаются: сказочные или вот такие, социальные?
ЕЛЕНА: Наши артисты любят играть всё! Другой момент, что в обычной жизни некоторые эмоции, о которых они говорят со сцены, ребята никогда не испытывали. Например, в «Повелителе игр» есть сюжет о любви мальчика с инвалидностью к обычной девушке, сначала мы играли его со студентами КГУ ФКСТ, а потом обе роли передали нашим артистам, Косте и Насте. Поначалу и я, и родители переживали: как ребятам удастся сыграть любовь? Но знаете, у них такое нежное и трогательное общение друг с другом, что, с одной стороны, я задумалась: а откуда мы знаем, что такое любовь? А с другой — сам материал раскрывает в артистах новые грани, даёт им возможность испытать чувства, о которых они раньше не знали!
ТАНЯ: Елена, а как занятия театром влияют на ребят в повседневной жизни?
ЕЛЕНА: Знаете, театр — это и есть жизнь для нас! Я всегда говорю ребятам, что они настоящие артисты не только в стенах студии, но и за ними. После выступлений на разных сценических площадках, после гастролей в Сочи и Новороссийск даже у ребят, которые могли раньше лениться, появился огонь в глазах и желание развиваться.
Наш артист Валера долгое время не мог справиться со своей дикцией: говорил и в жизни, и на сцене не очень разборчиво. Занятия в студии сделали его речь более чёткой и понятной. Сейчас он потрясающе даёт интервью и уверенней исполняет роли своих героев.
Кроме того, занятия театральным творчеством развивают память. Если ещё два года назад на спектакле «Повелитель игр» с нами на сцене была помощница с текстом, то сейчас они справляются сами. Это наша общая победа!
ТАНЯ: Есть ли у «Лестницы» глобальные планы на будущее?
ЕЛЕНА: Конечно, лет на 10 вперёд. «Театральный ангел» включает в себя несколько проектов, и я над ними продолжаю работать. Главная задача — сделать так, чтобы наши актёры в будущем получали за своё творчество материальное вознаграждение, это для них будет большим стимулом. Пусть всё получится!
Прочитать беседы с другими нашими героями вы можете по хештегу #ГеройНедели@afishakrr
Афиша Краснодара.10 ноября 2019г





